Новости таймыр полуостров на карте мира

Рассматривая полуостров Таймыр на карте, можно увидеть, что близ его берегов расположено множество небольших островков.

Таймыр: полуостров, где и вправду не ступала нога человека

© 2024, RUTUBE. Месторождения Гыданского полуострова. (Таймыр). 12+. Полуостров Михайлова полуостров на полуострове Таймыр. Полярная ночь на полуострове Таймыр, на карте этого не увидишь, длится чуть более двух месяцев, а полярный день 83 дня. Схематическая и спутниковая карта, где находится Полуостров Таймыр. Карта-схема «Полуостров Таймыр» 2022 г. Размер карты: 100*180 см; Язык: русский.

'+obj.error+'

Города и посёлки Таймырский Долгано-Ненецкий район.

Топонимика подобна свету далёких звёзд: взрыв произошёл миллиарды лет назад, уже, может быть, и звезды той больше нет, а свет её мы всё ещё видим сегодня. Так и с географическими названиями.

Только оперируем мы не миллионами световых лет а, в лучшем случае, тысячелетиями. Но даже и двести, и триста лет назад названные так или иначе река или поселение могут многое нам рассказать о прошедшей эпохе. Значение иных географических названий не всегда можно распознать и идентифицировать с точки зрения принадлежности тому или иному языку, той или иной культуре.

Далеко ходить не надо — по поводу изначального значения топонима «Москва» написана не одна научная работа. Это касается территорий, где шло активное взаимопроникновение различных культур, языков, экономики и пр. Полуостров Таймыр в этом смысле не является исключением.

Хотя не вся его территория изобилует такими труднораспознаваемыми топонимами. Самый северный в мире полуостров материковой суши и осваивался в последнюю очередь — слишком суров климат и непреодолимо бездорожье. А топонимия полуострова, которая имеет практически чётко очерченные историко-культурные границы, позволяет понять структуру и характер его заселения.

Более того, по ним можно увидеть направление заселения, приблизительную его очерёдность, ну, и наиболее «востребованные» участки полуострова, на которых варился тот самый цивилизационный котёл. Ойконимы -- названия населённых пунктов от др. Начнём с западной части полуострова.

Её зафиксированное в письменном источнике толкование звучит следующим образом: Потакуй — река на восточном берегу Енисейского залива. Выявлена в 1866 г. По-долгански означает «дорожный мешок».

Вероятно, кто-то из долган потерял у реки свой потакуй, почему и стали её так называть [1]. Следует отметить, что «потакуй» — не совсем точное воспроизведение этого долганского понятия, в русской транскрипции оно звучит как «матака».

Сюда устремились потомки неолитических охотников, рыболовов, обитавших по краям ледников и арктических морей.

Постоянное население появилось на Таймыре не позднее V тысячелетия до н. В этот период климат был более теплым и влажным, чем в настоящее время. Граница леса и тундры была на 300-400км севернее современной.

В центральной части Таймыра росли сосны и древовидные берёзы. Территория Таймыра или Пясида, как называли этот край русские землепроходцы в XVII веке, была частью Мангазейского уезда, учрежденного в 1601 году, раскинувшегося от Оби на западе до р. Анабары на востоке.

Административным центром этой "златокипящей государевой вотчины" стал город Мангазея, построенный на правом берегу р. Таз, на месте промыслового становища землепроходцев-поморов, на землях ненецких и энецких племен.

Здесь растет лиственница Гмелина, встречается каменный глухарь, лось, медведь и соболь. Невысокие лиственнички выползают по валам кратера аж на 72-ю параллель, это лишь несколькими минутами южнее самого северного в мире леса, который тоже расположен в Красноярском крае на кордонах «Лукунская» и «Ары-Мас» заповедника «Таймырский». Попигайский импактный кратер включён в список Всемирного геологического наследия ЮНЕСКО как объект, подлежащий сохранению и дальнейшему изучению. В 1945 году Арктический институт направил специальную археологическую экспедицию во главе с доктором исторических наук А. Окладниковым для детального изучения полярного открытия. Результаты этой экспедиции были сенсационными.

Здесь были найдены сотни серебряных монет, остатки шелковых тканей и дорогих в старину суконных одежд, серебряные кольца с драгоценными камнями, ювелирные кресты тонкой филигранной работы, обломки невиданных инструментов и вооружения. Особенно важны результаты нумизматического анализа, который датирует собрание монет первой четвертью XVII века, а точнее, определяет, что сбор казны закончен ее владельцами около 1615-1617 годов. Среди предметов снаряжения обнаружены компасы и солнечные часы, что является неоспоримым свидетельством высокого уровня мореходной культуры русских полярных экспедиций XVII века. Русские навигационные приборы могли попасть в море Лаптевых только из Поморья, где в то время население было знакомо с арабскими цифрами и латинскими литерами. На деревянной рукояти одного из ножей исследователь В. Гейман прочел имя владельца — Акакий по прозвищу Мурманец. Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трех кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Кем же был Иван Толстоухов?

Толстоуховы — хорошо известные торговые люди из Поморья, которые одними из первых проникли за Урал. Толстоуховы в течение многих лет были связаны с мангазейским мореплаванием и торговыми делами на Енисее и в Якутске. И поэтому не случайно, что один из представителей этой торгово-промышленной династии, Иван Толстоухов, предпринял попытку проложить новый морской путь из Енисея на Лену. Минина, его отряд в 1738 году обнаружил сооруженный Толстоуховым крест в память о своем пребывании в 7195 1686-1687 году в бухте Омулевой, близ зимовья Крестовое, на правом берегу Енисейского залива. В 1700 году Ф. Минин нашел зимовье промышленника Толстоухова севернее реки Пясины. Семен Дежнев. Возникает предположение, не был ли местом гибели одной из групп большой экспедиции Ивана Толстоухова район залива Симса и остров Фаддея.

Вопрос о пути следования экспедиции поморских мореходов остается пока не выясненным до конца. Однако бесспорно, и к этому пришли большинство историков и других специалистов, что ее участники, следуя с запада на восток, прошли на своем судне пролив между морями Карским и Лаптевых и обогнули мыс Челюскина. Что касается конечной цели похода, то, по-видимому, мореходы стремились достигнуть районов Хатанги и Лены. По данным древнейшей ясачной книги Ман-газеи, поморы и служилые люди вышли к устью Енисея уже к 1607 году. Жившие здесь родовым строем энцы были подчинены Москве. История открытия и освоения... Он с отрядом важан и печорцев одним из первых ходил в страну тунгусов и на реку Гету. Замечательный писатель и исследователь Сергей Марков считает, что это была река Кута, и воздает должное отважному Волку, «суровое имя которого должно войти в летопись важнейших открытий наших землепроходцев».

Земной круг... Такими были упоминаемый в мангазейских делах Мотька Кирилов — «по морю староход и знатец», пинежанин Микитка Стахеев Мохнатка, которому «морской ход за обычай» и который «морем идти знает», знаменитый пинежанин Левка Плехан Шубин Лев Иванович , который упоминается в числе ходивших в Мангазею морем еще в царствование Бориса Годунова. В документах 1633 года назван и его сын Клементий Плеханов. Научные труды... Весной 1610 года северодвинцы во главе с Кондратием Курочкиным и Осипом Шепуновым на судах, построенных под Туруханском, вышли к устью Енисея с намерением пройти дальше морем на восток. Сохранившиеся документы позволяют нам получить представление о руководителе похода Курочкине как о наблюдательном человеке, имевшем обширные морские знания и широкий географический кругозор. Вот только одна из сделанных им записей: «большими кораблями из моря в Енисею пройти было мочно; река угодна, боры и черный лиственный — В. История Сибири...

В особенности, когда повседневная жизнь в большой степени зависела от сил природы, а технологии были недостаточно развиты. Вот почему в местах, куда современная цивилизация добралась с существенным запозданием, еще совсем недавно можно было встретить людей, обладающих исключительной силой и знаниями — шаманов. Мы расскажем об одном из них — последнем великом шамане нганасан Тубяку Костеркине. До недавнего времени они в полной мере сохранялись как генетически чистый народ, почти не подвергшийся ассимиляции, пользовались своим языком, стойко удерживая национальное самосознание и традиционные особенности культуры. Этому способствовал складывавшийся веками архаичный уклад жизни этноса. Нганасаны жили большими семьями, старики пользовались огромным уважением, более молодые члены семьи беспрекословно подчинялись их решениям, младшие долгие годы учились у старших, а затем передавали свои знания следующему поколению. Согласно легенде, во время первой встречи с русскими их спросили: кто вы? И услышали ответ: нганасан, что означает «мужчины».

Так их с тех пор и называют. Сами же нганасаны зовут себя «ня», что по значению ближе всего соотносится с русским словом «товарищи». Известный этнограф Л. Доброва-Ядринцева в книге «Туземцы Туруханского края» 1925 писала о нганасанах: «Они горды, замкнуты, чужды всему, что приходит к ним извне и, дорожа своей свободой, не признают никаких внешних обстоятельств». Нганасаны считались лучшими в Арктике пешими охотниками на дикого оленя. Они не только не использовали оленьих нарт, но и не держали домашних оленей вообще. Стадо оленей выслеживалось, а затем загонялось в специально оборудованную засаду, где животных убивали копьями и стрелами. Первенство нганасанских шаманов признавали якуты, эвенки, долгане, лесные энцы и другие соседние народы.

Их шаманы часто просили у нганасан помощи, старались не вступать с ними в конфликты и очень боялись их рассердить. Жесткая конкуренция шла и между нганасанскими шаманами, битвы которых стали элементом эпоса: «огромные камни слетали с утесов и катились с грохотом в бездны, сверкали молнии и грохотали громы»… Считалось, что самые сильные нганасанские шаманы могли «съесть человека» — то есть наслать на него смерть с помощью духов-помощников; убить соперника, порезав его след ножом или проткнув острым предметом фигурку-койка; навести болезни и излечить недуги; найти воров и потерянные предметы; отыскать заблудившихся в тундре людей; предсказать будущее; взлетать над землей и творить другие чудеса. В XIX веке русские миссионеры сообщали, что их рассказы о чудесных полетах святых не производили на нганасан никакого впечатления, так как, по их словам, для шаманов это не составляло особого труда. Путешествуя в нашем мире, шаман мог легко обращаться в птицу или смерч. Верхний мир населяют добрые божества и духи, в общении с которыми человек выступает лишь просящей стороной. Средний мир — это наша земля. Каждое растение или животное, гора или озеро, любое явление природы несет в себе жизненное начало, представленное самостоятельным духом. Духи бывают добрыми нгоу и злыми баруси.

Злые духи вредят человеку, защититься от них или повлиять на них можно, прибегнув к помощи шамана. Нижний мир находится под землей. В нем обитают души умерших и множество злых духов, вылезающих через отверстия в земле, чтобы всячески человеку вредить. Шаманы могут спускаться в нижний мир, чтобы провести туда душу умершего либо отнять у злого духа душу тяжелобольного человека и вернуть ее в средний мир. Одновременно шаман передавал волю и желание духов в людской мир. Путешествуя в верхнем мире, шаман мог принимать образ духа-помощника: небесного оленя или птицы. В нижний мир шаман проникал чаще всего в образе медведя или росомахи. Положение шамана в обществе зависело напрямую от его силы.

Большой шаман вызывал страх и уважение. Благодаря помощи духов он мог указать лучшее место и время для охоты или рыбалки, лечить животных и людей, предвидеть и предсказывать события. Общаясь с духами и путешествуя в верхнем и нижнем мирах, шаман впадал в состояние транса и совершал особый ритуал — камлание. Необходимые атрибуты камлания — бубен, колотушка и шаманский костюм, главный дух-помощник шамана. Лишь облачившись в него, шаман мог общаться с духами и перемещаться в другие миры. Чем больше железных подвесок украшало костюм шамана, тем сильнее он считался. В дело шло все: монеты, воинские награды «Знак Почета», «За победу над Германией» , вилки, крючки, металлические цепи, навесные замки, шестеренки… Иногда вес такого костюма достигал 30 и более килограммов. Состарившийся шаман передавал свой костюм, корону, бубен и знания старшему сыну, при этом считалось, что шаманов избирают духи, которые когда-то сами были шаманами — предками избранника.

Известно, что еще ребенком Тубяку утонул. Его отец Дюхаде, который был великим шаманом нганасан, нашел его и оживил. Был я тогда совсем маленький. Еле труп мой нашли. Отец меня оживил — отец был шаманом. Тогда отец сказал, что этот ребенок будет моей сменой. Отец говорил: как я жил, так и ты живи.

Карта полуострова Таймыр

Полуостров Михайлова полуостров на полуострове Таймыр. Главная» Новости» Полуостров таймыр на карте мира. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 2ГИС — бесплатный справочник организаций с картой города Норильска Информация о полуострове Таймыр. Таймыр — полуостров в России, самая северная материковая часть суши Евразийского континента, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря.

Где находится полуостров Таймыр (на карте, координаты)

России принадлежат крупные полуострова: Таймыр (самый большой в России), Камчатка, Кольский, Чукотский, Ямал, Гыданский. Таймыр полуостров на карте мира и россии: подробно. Административным центром Таймырский Долгано-Ненецкий район является город город Дудинка На подробной карте Таймырский Долгано-Ненецкий район Вы можете проложить маршрут между населенными пунктами, изучить по карте автомобильные дороги Таймырский. Таймыр(Таймырский полуостров) — полуостров в России, самая северная материковая часть суши Евразийского континента, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых. На полуострове Таймыр есть село Хатанга Таймырского района, долететь до него можно только на вертолёте из Норильска или Красноярска. карта для сайта "Полярной Экспедиции".

Полуостров таймыр на карте

© 2024, RUTUBE. Месторождения Гыданского полуострова. (Таймыр). 12+. Таймырский полуостров является не только самым крупным полуостровом в России, но и самой северной точкой Евразийского континента. Таймыр(Таймырский полуостров) — полуостров в России, самая северная материковая часть суши Евразийского континента, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых.

Карта Таймырского Автономного Округа с улицами и номерами домов

Растительность южной части Таймыра представлена в основном ивняком, хвощем и ерникой. На полуострове большие территории заняты лесотундрой. Деревьям там сложно выживать, поэтому у большинства из них высохшие вершины, а некоторые и вовсе стелются по земле. В лесотундре большие территории укрыты лишайником, например, ягелем, который является лакомством для северных оленей. Основную пищу оленей составляют ягель и кустарники. На полуострове Таймыр, вопреки климатическим условиям, распространено довольно много видов животных.

Позднее у морских берегов Таймыра побывали и другие знаменитые исследовали Арктики: А. Норденшельд, Э. Толль, Ф. В 1918 году у северных берегов Таймыра зимовал еще один легендарный полярный исследователь — Р. Восхищает своими подвигами великий русский землепроходец человек — легенда Никифор Бегичев. Немало значительных событий на Таймыре связано с этим неустрашимым человеком. Он открыл в Хатангском заливе неизвестные острова, названные в последствии его именем, активно участвовал в арктических экспедициях, не раз спасал их, самоотверженно искал и находил трагически погибших полярных исследователей. И сам похоронен в таймырской земле. В начале 30-г. Ушаков и Н.

Урванцев впервые вступили на Северную Землю и детально описали ее. Образован системой параллельно или кулисообразно расположенных цепей и обширных волнистых плато. Горы Бырранга простираются на 1100 км, ширина свыше 200 км. Долины рек Пясины и Таймыры разделяют горы Бырранга на 3 части - западную, среднюю и восточную с высотами 250-320 м, 400-600 м и 600-1000 м наибольшая высота 1146 м. Сложены горными породами докембрийского и палеозойского возраста, среди которых большую роль играют траппы магматические горные породы сложенные в виде ступеней. Осадков выпадает от 120 до 400 мм в год. На востоке - ледники общей площадью свыше 50 км2. Горы покрыты растительностью, свойственной каменистой арктической тундре; преобладают мхи и лишайники. Озеро Таймыр соединено с рекой Таймырой. До впадения в озеро она называется Верхней Таймырой длина 567 км , а по выходе из него — Нижней Таймырой 187 км.

Озеро Таймыр - самое северное в мире настоящее крупное озеро. Располагается оно далеко за полярным кругом, у подножия гор Бырранга. Крайняя северная точка озера находится у 76 градуса северной широты. Большую часть года озеро покрыто льдом с конца сентября до июня. Близ берегов полуострова расположено множество островов. Острова эти частью низменны, частью высоки, круглой формы, обрывисты, скалисты, на некоторых из них небольшие ледники. Береговые мысы частью низменные, частью скалистые. Берега самого полуострова местами также круты, отвесно падают в обмывающее их море, местами низменны и отлоги, хотя в недальнем расстоянии от этих низких берегов высятся горы, состоящие из горизонтально лежащих пластов осадочных пород. К востоку от мыса Челюскин к морскому берегу примыкает гористая страна, далее на значительное расстояние простирается низменность, а затем снова является горная страна с низменными и пологими между ней и морем берегами. Море близ берегов полуострова вообще неглубоко, местами залегают обширные отмели.

Море это почти каждое лето в июле и августе доступно плаванию, хотя здесь и носятся небольшие ледяные поля и значительных размеров торосы и стамуки одиночные ледяные глыбы. Несомненно, что местность полуострова когда-то была морским дном. Миддендорф находил близ реки Нижней Таймыры морские раковины, в настоящее время живущие в Северном Ледовитом океане. Самая северная часть полуострова покрыта снегом почти круглый год. Лето здесь не долее 6 недель, да и в это время бывают снежные метели. Полуостров покрыт тундрами и за исключением южной части. Первые исследования Таймырского полуострова, а вернее его береговой линии, произведены в 40-х годах XVIII века русскими учёными: Стерлеговым, Лаптевым, Прончищевым, Чекиным и Челюскиным, в 40-х годах XIX академиком Миддендорфом, а берега полуострова и окружающее его море исследовали Норденшельд в 1878 году и Нансен в 1893 году. Из-за организационных трудностей реально функционировать начал с 1985 г. Таймырский заповедник имеет кластерный характер и состоит из 4 участков - Основной тундровой территории в Хатангском и Диксонском районах Таймырского АО, участков "Ары-Мас", "Лукунский" и "Арктический" и охранной зоны в Хатангском районе Таймырского АО. Участки заповедника охватывают более 4-х градусов по широте и представляют зоны лесотундры, подзоны южных, типичных и арктических равнинных тундр, а также горные тундры гор Бырранга и морскую акваторию заливов моря Лаптевых.

Основной целью организации заповедника являлось сохранение и изучение естественных равнинных и горных тундровых экосистем на Основной тундровой территории и самых северных в мире лесных массивов на участках Ары-Мас и Лукунский. Особое внимание уделялось также охране эндемика России - краснозобой казарки и крупнейшей в мире таймырской популяции дикого северного оленя. Непосредственно близ западной границы заповедника находится водно-болотное угодье международного значения "Дельта р. Горбита", низовья р. Верхняя Таймыра включены в перспективный список Рамсарской конвенции. В заповеднике работает Музей этнографии и природы, где собраны коллекции предметов культуры и быта коренных народов Таймыра, выполнены различные экспозиции по природе заповедника, есть палеонтологическая коллекция, демонстрируются видеофильмы. На базе музея ведутся занятия со школьниками. За год музей посещает до тысячи человек - местные жители, специалисты, приезжающие на работу в заповедник, туристы. По границам заповедника проходят 2 туристских маршрута "Горы Бырранга" и "По следам Н. Урванцева", которые из за очень высокой дороговизны транспорта посещаются почти исключительно интуристами.

Примерной датой его основания считается 1616 год. Название впервые появилось на географической карте в 1884 году, происхождение его имеет две версии. По первой название связано с появлением ясачного зимовья на мысу Караульном с целью охраны северных границ Российского государства от вторжения иностранных мореплавателей. По второй версии предки коренных жителей Таймыра, будучи великолепными охотниками, на этом мысу поджидали оленей, которые переправлялись через Енисей. Так или иначе, но название связано со словами «караулить», «сторожить», «охранять», «нести дозор». И это красноречивое свидетельство того значения, которое придавалось этому давнему поселению людей на Крайнем Севере. Сначала ясачное зимовье, затем станок русских купцов и промышленников, Караул в конце концов становится сельским поселением для людей, ведущих оседлый образ жизни. Нансен, знаменитый норвежский исследователь Арктики, в книге «В страну будущего» дает описание села Караул начала XIX века: «Место это является на Енисее важным пунктом торговли рыбой и принадлежит богатому купцу из Красноярска. Имеет большой, вполне благоустроенный дом, склад для товаров». За годы Советской власти Караул становится поселком, в настоящее время это крупное современное село.

Территория Караула достигает 1255 гектаров, местность холмисто-увалистая, заболоченная; имеются многочисленные озера, небольшие мелководные речушки. Основная река - Енисей, главная транспортная артерия не только поселения, но и всего Таймырского муниципального района. В 1930 году в Карауле был образован первый колхоз «Новая жизнь», который возглавил ненец Васса Лампай. Первым председателем исполкома районного Совета народных депутатов стал В. Школа в Карауле появилась в 1931 году, в ней обучались 14 детей, в 1934 году в Карауле открылся Дом туземца. В 1944 году в селе начинается выпуск газеты «Ленинский путь», оборудуется радиоузел, появляется постоянное электрообеспечение школы, интерната, больницы, клуба. При амбулатории начинают работу хирургический и зубоврачебный кабинеты. Сегодня, кроме представителей коренных народов Таймыра ненцев, долган, нганасан и энцев , в Карауле проживают русские, украинцы, белорусы, чуваши, немцы, литовцы, азербайджанцы, татары, башкиры и казахи. В селе находится администрация сельского поселения, сельский Совет депутатов, администрация села Караул. Здесь же сосредоточены все управленческие структуры поселения.

Поселок географически расположен в очень удобном месте.

В его состав вошли различные по происхождению племенные группы пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др. На лето нганасаны на оленьих упряжках откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме ставили свои чумы на северной границе сибирской тайги. В письменных источниках сохранилось упоминание об одном морском походе, относящемся к 80-м годам XVII века, из Енисея вокруг Таймыра с целью достижения устья реки Лены. Голландец Н. Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трёх кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Во время Великой Северной экспедиции в 1736 году Василием Прончищевым было исследовано восточное побережье полуострова от Хатангского залива до залива Фаддея. В 1739—1741 годах первое географическое исследование и описание Таймыра было сделано Харитоном Лаптевым. Он же составил и первую достаточно точную карту полуострова.

В 1741 году Семён Челюскин продолжил исследование восточного побережья и в 1742 году открыл крайнюю северную точку Таймыра — мыс, получивший впоследствии его имя — мыс Челюскина. Таймырский полуостров также был глубоко исследован и научно описан российским исследователем А. Большой вклад в геологическое и топографическое исследование Таймыра внёс Н. В тридцатых годах XX века свой вклад в исследование северной части полуострова внёс соратник Ивана Папанина, чувашский полярник и геодезист Константин Петров. Чин водружения креста владыка Антоний совершил в сослужении эконома Красноярской епархии, наместника Св. Красноярска архимандрита Нектария Селезнева , благочинного Таймырского благочиния протоиерея Михаила Гренадерова и духовенства Таймыра, сообщает сайт епархии. В связи с совершившимся благодатным событием, архипастырь вновь подчеркнул сугубый церковно-патриотический смысл этой, проведенной совместно с руководством Таймыра акции: «Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это - наше православное государство». Владыка поделился с участвовавшими в поездке своей духовной радостью: сбылось давнее его архиерейское намерение и мечта юности - посетить северные рубежи Отечества и совершить на них соборную молитву о дальнейшем духовном возрождении России. В этот же день архиерей посетил пограничную заставу, где преподал архипастырское благословение пограничникам, несущим ответственную государственную службу в экстремальных условиях севера.

Участвующим в поездке Начальником регионального Понраничного управления полковником Владимиром Чмыхайло были вручены архиепископу Антонию, эконому Красноярской епархии архимандриту Нектарию Селезневу и представителям духовенства епархии юбилейные общественные медали к 90-летию пограничных войск России и памятные знаки. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами. К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным.

По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне. Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов. Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу.

Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных полос ниже его - характерная особенность одежды нганасан. Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного черного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки. Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну сокуй из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан. Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон. Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - моли.

Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды. Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних олень, собака животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов - обязательный ритуал. В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе нганасан был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман, как посредник между миром людей и миром духов, был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным.

Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов. Она расположена на севере Сибирской платформы, в бассейне реки Хатанги, в долине ее правого притока реки Попигай. Административно - почти полностью относится к Якутии и, частично, к Таймырскому муниципальному району. Размеры внутреннего кратера составляют 75 км, а диаметр внешнего достигает 100 км. Катастрофа произошла 30 млн. Космическое тело с большой скоростью пробило толщу осадков в 1200 м и затормозилось в породах фундамента Сибирской платфоры. По предварительным оценкам, энергия взрыва достигала 1023 Дж, т. О том, какие условия существовали в эпицентре в момент взрыва, можно судить по тому, что в кратере найдены возникшие при катастрофе минералы.

Такие минералы удалось получить искусственным путем при ударных давлениях в 1 млн. Выброшенные во время взрыва крупные глыбы кристаллических пород фундамента платформы разлетелись на расстояние до 40 км от края кратера. Однако, Попигайская котловина является еще и самым крупным в мире коренным месторождением алмазов. Одним из первооткрывателей этого месторождения является Виктор Людвигович Масайтис. Масайтис родился в 1926 году. Окончив Ленинградский горный институт, он занимался поисками алмазов. В 1952 году вместе с И. Красновым теоретически обосновал и составил прогнозную карту о приуроченности коренных алмазоносных пород к зонам разломов, что полностью подтвердилось в ходе дальнейших открытий. Флора и фауна Попигайской котловины тоже уникальны.

Здесь растет лиственница Гмелина, встречается каменный глухарь, лось, медведь и соболь. Невысокие лиственнички выползают по валам кратера аж на 72-ю параллель, это лишь несколькими минутами южнее самого северного в мире леса, который тоже расположен в Красноярском крае на кордонах «Лукунская» и «Ары-Мас» заповедника «Таймырский». Попигайский импактный кратер включён в список Всемирного геологического наследия ЮНЕСКО как объект, подлежащий сохранению и дальнейшему изучению. В 1945 году Арктический институт направил специальную археологическую экспедицию во главе с доктором исторических наук А. Окладниковым для детального изучения полярного открытия. Результаты этой экспедиции были сенсационными. Здесь были найдены сотни серебряных монет, остатки шелковых тканей и дорогих в старину суконных одежд, серебряные кольца с драгоценными камнями, ювелирные кресты тонкой филигранной работы, обломки невиданных инструментов и вооружения. Особенно важны результаты нумизматического анализа, который датирует собрание монет первой четвертью XVII века, а точнее, определяет, что сбор казны закончен ее владельцами около 1615-1617 годов. Среди предметов снаряжения обнаружены компасы и солнечные часы, что является неоспоримым свидетельством высокого уровня мореходной культуры русских полярных экспедиций XVII века.

Русские навигационные приборы могли попасть в море Лаптевых только из Поморья, где в то время население было знакомо с арабскими цифрами и латинскими литерами. На деревянной рукояти одного из ножей исследователь В. Гейман прочел имя владельца — Акакий по прозвищу Мурманец. Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трех кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Кем же был Иван Толстоухов?

Полуостров Таймыр занимает более 880 тыс. Таймыр расположен за Северным полярным кругом и его климату свойственны все черты, характерные для климата высоких широт Арктики. Одна из них — суровая и продолжительная зима с сильными ветрами и метелями. Начинается зима со второй половины сентября и продолжается до второй декады мая —начала июня.

В апреле температура воздуха начинает возрастать. Наибольшие средние месячные температуры отмечаются в июле. Таймыр начал заселяться предками современных нганасан — охотниками на диких северных оленей — более шеститысяч лет назад. Осваивая Таймыр, в 1601 году они основали поселение Мангазею. Имена многих полярных исследователей запечатлены на карте Таймыра: море Лаптевых, мыс Челюскин, берег Пронищева, остров Минина. Таймыр — это родина пяти этносов: нганасанов, долганов, ненцев, энцев и эвенков.

Полуостров Таймыр, забытый край

Таймырский полуостров располагается в арктической и субарктической зонах, что определяет крайнюю суровость местного климата. Таймырский полуостров давно привлекал внимание естествоиспытателей. карта для сайта "Полярной Экспедиции". Побережье полуострова Рассматривая полуостров Таймыр на карте, можно увидеть, что близ его берегов расположено множество небольших островков. Географическое положение полуострова Таймыр на карте России. Занимающий весь полуостров Таймыр, район омывается водами двух морей Северного Ледовитого океана — Карского и Лаптевых. Актуальная спутниковая карта Таймырского Автономного Округа содержит все автомобильные дороги и близлежащие населенные пункты, что будет полезно для автомобилистов и путешественников.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий